КИРАСА " ПОЛУРАК "

 

Когда мы впервые начали делать доспехи перед нами стоял вопрос - какого типа доспехи делать массово нашей команде. Прежде всего мы выделили требования: хорошая защита, подвижность, вес, простота изготовления (команда не маленькая), простота в обслуживании. После долгих раздумий, удачных и неудачных проб, мы отдали предпочтение латному доспеху конца 16 - начала 17 веков. О достоинствах латного доспеха: ХОРОШАЯ ЗАЩИТА - много говорить об этом не надо. Из всех видов доспеха латник предоставляет наиболее полную защиту от любых ударов (включая топтание ногами проверено мной лично); ПОДВИЖНОСТЬ - естественно латный доспех не дает такой полной подвижности, как кольчуга или ламелярный доспех, но использование подвижных пластин в нагрудной и спинной броне, а также правильная подгонка сочленений позволяет двигаться совершенно свободно (разве что не кувыркаться); ВЕС - мой доспех (кираса, наплечники, латные руки и шлем) сделанные из 1,5 мм стали горячего проката, весит 10 кг. Хауберк из кольца толщиной 2мм и диаметром 10мм весит 18-19 кг. Причем латник дает гораздо лучшую защиту и хитовку;  ПРОСТОТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ - количество деталей в полуторном латнике - 3/4 (можно меньше) и собрать их значительно проще, чем кольчугу из 20000 колец или дощатник из 300 - 400 пластин (меня на этот подвиг ни разу не хватало). Отковка же при наличии навыков много времени не занимает; ПРОСТОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ - недостаток кольчуг и дощатников - расходятся кольца (ни разу не видел доспех, в котором кольца были полностью склепаны или сварены). Недостаток ламелярных доспехов - перетираются шнуры, недостаток чешуи - заклепки крепящие чешуйки постепенно прорывают основу. Латный доспех лишен всех этих недостатков. Единственные уязвимые места - ремни на которые собираются некоторые детали доспеха и пряжки. Но, при желании, ремни можно заменить подвижной " испанской " заклепкой, а пряжки - шифтами и петлями. Латнику намного проще бороться с бичем металла - ржавчиной. Предохранить доспехи от ржавчины можно тремя способами: либо держать в масле или жире - грязно и неудобно; либо отполировать до зеркального блеска - очень красиво и не ржавеет очень долго; либо воронить, что не исключает полировку.

 

Как сделать кирасу " полурак "

 

Изготовление латного доспеха начинается с построения выкройки, выкройка - со снятия мерок (недостаток латника в том, что делается он на хозяина и кроме него подойдет не всякому). 

 

Снятие мерок (рис. 1):

 

От плеча до диафрагмы;

1.     Ширина плеча ( не заходя на плечевой сустав );

2.     Ширина груди;

3.     Ширина груда в области диафрагмы;

4.     Ширина шеи;

5.     От диафрагмы до поясницы;

6.     От плеча до подмышки.

 

Выкройка пластронов (грудь - спина, рис. 2):

 

Не забывайте давать припуск, кираса - не майка, сидеть по телу не должна.

 

Сначала отмеряется общая длина - от плеча до диафрагмы (припуск 1 -2 см).

1.      Затем наибольшая ширина - полуобхват груди в районе подмышки (обхват на 2, припуск 2 - 3 см). Соединить создав прямоугольник, провести центральную линию ( рис. 2а ). 

2.      Отмерить сверху расстояние от плеча до подмышки (припуск 2 - 3 см).

3.      Отмерить от центральной линии половину ширины шеи (припуск 1 см, рис. 2б).

4.      Нарисовать шейный вырез с расчетом того, что линия заканчивается немного ниже ключиц.

5.      Отмерить от оси половину ширины плеч (рис. 2в).

6.      Нарисовать подмышечный вырез. Чем глубже вырез - тем лучше подвижность рук, но хуже защита. На мой взгляд вырез должен проходить вверху через середину грудной мышцы и закругляться в районе соска ( для мужчин ). Приложите выкройку телу и попробуйте подвигать рукой. Выкройку в отличие от кирасы очень просто переделать. 

7.      Отмерить внизу от центральной линии четверть обхвата груди в районе диафрагмы (припуск 2 - 3 см, рис. 2г).

8.       Соедините точки по прямой. Вы получили половину выкройки. Вырезать по линиям, согнуть по центру, начертить и вырезать вторую половину - и выкройка (рис. 2) готова.

 

Выкройка пластин:

 

1.      Отмерить ширину пластрона по нижней части.

2.      Длину от диафрагмы до поясницы делим на 3 и прибавляем припуск 3 - 4 см.

3.      Отступите сверху 1 - 1.5 см и прочертите линию как на рис. 3а.

Дальше знакомый процесс - вырезать половину выкройки, согнуть по центру. Получаем выкройку пластины (рис. 3). Пластины должны заходить одна на другую на 1.5 - 2 см. Чем шире пластины и чем больше они заходят на друг друга - тем больше прочность, но меньше подвижность. Выкройка пластронов (дополнение). Выкройка спины отличается от выкройки груди тем, что шейный и подмышечный вырезы не такие глубокие. Я предпочитаю подгонять спину после отковки.

 

 

Отковка пластронов.

 

Кираса подобного типа не нуждается в сильной отковке. Основная отковка производится в зоне а (рис. 4).

В принципе пластрон должен повторять форму тела ( я не имею ввиду анатомические кирасы. Отковываем мы холодной ковкой используя закругленный молоток и отковочный пенек (впрочем ковать можно и на свернутом ковре, и на мешке - кожаном или с кожаной верхней частью, набитом песком или крупной солью; и на толстой резине. О вкусах не спорят.) После отковки пластрон нуждается в заглаживании ( выпрямлении шишек и вмятин неизбежных при отковке). Заглаживать лучше на резине или стальной плите. При желании небольшую отковку можно дать и пластинам, но это не обязательно. 

 

Сборка кирасы

 

Имея готовые пластроны Вам нужно подогнать под них пластины. Пластины должны повторять изгиб пластрона, но при этом чуть - чуть сужатся к талии ( красивее и удобнее). Существуют два вида сборки кирасы такого типа: на ремнях и на заклепках. На ремнях красивее и больше подвижность, но сложнее в сборке и уязвимее - перетираются при долгой носке. При сборке на заклепках пластины стоят не очень плотно, но в целом эта система прочнее и проще. 

 

Сборка на ремнях.

 

Кираса собирается на трех ремнях. Центральный идет по середине пластрона и пластин. Боковые отступив на 5 см от края. Мы предпочитаем для сборки брезентовые ремни. Они прочнее кожаных, хотя кожаные историчнее. Ремень приклепывается к детали доспеха при помощи заклепки и шайбы ( шайба со стороны ремня ). Мы используем заклепки толщиной 3 мм. Пластины заходят друг на друга на 2 - 4 см (в зависимости от ширины пластин). 

 

 Начинается сборка с первой от пластрона пластины, причем снаружи пластина заходит на пластрон ( ремень естественно внутри, рис. 5 ).  Отверстие сверлится примерно на треть от общей ширины пластины отмеряя сверху. Помните : если это расстояние будет слишком маленьким - пластины потеряют большую часть подвижности ( беда нашей первой кирасы ); если слишком большим - пластины будут провисать ( рис. 5а ). Сборка на заклепках. 

Производится также, как сборка на ремнях, только центральное крепление отсутствует, а на боковых креплениях пластины приклепываются друг к другу. Приклепывайте не слишком плотно, чтобы заклепка служила осью дляя пластин. При сборке таким образом оставляйте небольшой зазор ( примерно 4 мм ), чтобы пластины могли двигаться, но не слишком большим. После всех перечисленных выше операций Ваша кираса почти готова, осталось поставить пряжки. Пряжки ставят на плечах, по бокам на пластронах и средней пластине.

 

Доработки.

 

Для красоты и удобства вырезы для горла и рук можно завальцевать или отогнуть наружу. Можно также оббить толстой кожей или латунью. Без плечевых пряжек можно обойтись, если вместо них приклепать широкие кожаные ремни ( так удобнее носить - меньше давит плечи ). На нагрудном пластроне и пластинах можно выбить ребро жесткости ( при помощи молотка и тупого зубила ).

Hosted by uCoz