Славянский Лук

 

Вытягивав у Ивана Годиновича
С
колчана у его как ведь тугой лук,
А и берёт у его калену стрелу,
А и тугой лук он натягиват,
Калену стрелу все направливат,

(«Иван Годинович»)

 

Ён сымает эту стрелочку каленую,
Отпустил тетивочку шелковеньку.
А и свой тугой лук розрывчатой пристегивал
А
и ко правому ко стремечки булатнёму,
Да и поехал он роздольицем чистым полем
А и ко славному ко городу ко Киеву.

(«Королевичи из Крякова»)

 

О луках и лучниках.

 

Автору часто приходится видеть с болью в сердце как маленькие дети, воткнув за уши голубиные перья, играют в индейцев, делают себе «лук» с резинкой вместо тетивы или то, как взрослые мужики играют в Робинов Гудов на соревнованиях по стрельбе из луков или на полевых ролевых играх. С болью в сердце потому, что никто из них не задавался вопросом – если у индейцев или у англичан были луки, были ли они у Славян? Между тем, например, народы Сибири и Дальнего Востока устраивают национальные чемпионаты по стрельбе из их национального вида лука. А мы, Русские? Можно подумать, будто в то время, как Чингачгук Большой Змей, Робин Гуд и Сегун Токугава пронзали врагов стрелами, наши дикие предки бегали за кабанами с дубинами и каменными топорами.

Между тем все было наоборот. Лук на Славянских территориях появляется еще в эпоху мезолита (5-10 тыс. лет до н. э.), то есть примерно тогда, когда была одомашнена собака. На скалах Белого моря сохранились изображения мужчин с луками, датируемые III тысячелетием до нашей эры. Причем лук с этого времени не просто существовал - гениальная мысль наших пращуров не стояла на месте. К VIII-X векам появляется такой лук, который наводил ужас на Европу все последующие века, вплоть до 1812 года, когда сложные луки активно использовались русскими партизанами. Причем в Древней Руси такими луками были вооружены все: от охотника до князя.

Приведем некоторые цифры. Рекордная длина прицельной стрельбы в Западной Европе составляла около 220 м. – такой рекорд поставил Генрих VIII. Максимальная дистанция прицельного выстрела из лука у современных спортсменов – 90 м., примерно такое же расстояние преодолевала стрела среднестатистического западноевропейского лучника на соревнованиях. На азиатском Востоке для такого же «середнячка» придельная длина прицельного выстрела равнялась 150 метрам. На Руси же была такая мера длины – перестрел: «яко муж перестрелит» - определяли ее на Руси.  Ровнялась же эта мера… 225 метрам, причем имеется в виду прицельный выстрел ничем не выдающегося «мужа». С этого расстояния стрела все того же мужа пробивала 5-сантиметровую дубовую доску. При этом полет стрелы практически не отклонялся вниз. Воины советовали для стрельбы на такое расстояние, целится на мизинец выше цели.

Все дело в том, что как уже сказано выше, техническая мысль Славян никогда не стояла на месте. В Европе были распространены длинные (в рост человека) деревянные однослойные или склеенные из нескольких слоев дерева (как фанера) луки.

На Руси же они годились только ребятишкам на потеху да учение. Все же остальные пользовались сложными, или как их еще называют ученые, композитными луками.

Вообще-то говоря, на Русь сложный лук пришел вместе со скифами (некоторые ученые кстати, утверждают, что Славяне – часть скифского народа, позднее, переселившаяся в Восточную Европу), однако на нашей земле, претерпев некоторые изменение и при чудовищной силе славянских мужей, русские лучники не знали себе равных во всем мире – с ними могли посоревноваться только азиатские лучники, однако поскольку средний боец турков был значительно слабее физически, чем славянин, убойная сила луков у Росичей была намного больше. Для справки: сила натяжения Русского сложного лука, то есть та сила, которую придется приложить для выстрела из него, равнялась 60-80 кг. Кто сегодня даже двумя руками от пола может поднять такой вес? А одной рукой, да без особого перенапряжения? У турецких воинов были не такие тугие луки. Сравним теперь эти цифры с силой современного мужского спортивного лука, сила которого равняется 20 кг. Как говорил один персонаж из известной телевизионной передачи, «внушаеть»

Но хватит цифр. Остается надеяться, что читатель понял, какого класса были русские лучники по сравнению с остальным миром.

Далее будут рассматриваться два типа луков: простой, такой, какой был у так любимого всеми Робина Гуда и сложный Славянский лук. Описание простого лука дается здесь не столько потому, что он состоял на вооружении Русских дружин, столько для сравнения конструкций сих двух луков…

 

 Простой (прямой) лук.

 

Здесь пойдет речь преимущественно о западноевропейских луках.

Простой, или как его еще называет специалисты, прямой, представляет собой согнутую дугой (потому - прямой, сложный лук имеет более сложную форму) деревянную планку без сучков. Для таких луков предпочитали тис, ясень, вяз, березу, на Руси – можжевельник. Планка эта была длиной размаха рук владельца лука, или просто его роста (если ваш рост – 180 см., то и лук у вас длиной 180 см.), поэтому такой лук еще называют ростовым. Планку высушивали, обрабатывали таким образом, чтобы по всей длине ширина ее и толщина были одинаковыми. Чтобы достичь хороших показателей упругости, англичане держали ее несколько лет в коровьем навозе (на Руси для той же цели – несколько дней в хлебном квасе). Ширина планки должна быть не менее 3 см, толщина – не менее 2 см, иначе лук потеряет всякую силу – данные габариты соответствуют луку силой не более 20 кг (в зависимости от породы дерева). Причем к концам лука ширина и толщина несколько уменьшались. На концах планки выпиливали пазы для тетивы, иногда их укрепляли костяной, позже железной накладкой, потому что дерево быстро перетирается о тетиву и может при большом натяжении расщепиться. Рукоять, шириной обхвата руки будущего хозяина лука делали посередине или чуть ближе к концу лука, обращенному при стрельбе вниз. Ее обматывали прочной нитью, кожей. Иногда под обмотку подкладывали костяные или металлические накладки – ведь, строго говоря, лук по середине сгибаться не должен, должны сгибаться только его рога.

Еще существовал более сложный вариант лука. Так называемый клееный лук. Делали его как и простой, только не из одной планки – а из нескольких, выбирая разные породы дерева – например, тис и ясень, ясень и можжевельник. Выбирали их таким образом, чтобы одна порода работала на сжатие – другая на растяжение. Планки толщиной 5-8 мм. склеивали, чередуя сорта дерева, например тис – ясень – тис - ясень, после чего – технология как и у простого лука.

Иногда лук обматывался кожей, шелковой нитью, берестой, но чаще его оставляли просто деревянным. На этом технология создания простого лука заканчивается.

Тетива для таких луков делалась из конопляной веревки («пеньки»), реже из шелковой нити. При этом иногда петли для крепления тетивы на лук и то место, куда накладывается стрела при выстреле, обматывались нитью для прочности.

У таких луков было одно большое ограничение: в сырую погоду их надо было обязательно прятать в сухое место, ибо, во-первых, размокшая древесина теряла свои пружинящие качества, а во-вторых, конопляная тетива растягивалась и рвалась от сырости. Вспомним о том, как Робин Гуд боялся замочить свой лук в реке. К тому же, деревянные луки очень боятся мороза – при минусовой температуре они просто ломаются, если из них кто-то попытается выстрелить (у автора имеется такой печальный опыт)

В Европе лучники, в основном использовались при защите крупных городов и крепостей. Расположившись на городской стене, они обсыпали облаками стрел наступающие силы противника. При наступлении вражеской конницы их иногда выдвигали из-за крепостных стен, чтобы они вели по ней огонь. Тем самым их отправляли на самоубийство, урон, нанесенный коннице, был невелик, тогда как приблизившиеся всадники изрубали несчастных мечами.

Стрельба из лука на коне в западной Европе практически не практиковалась. Во-первых, из-за громоздкости двухметрового лука, а во-вторых, потому, что мало кто из европейцев мог попасть стрелой на скаку в цель.

 

Сложный Русский лук

 

Вынимает он, Потык,
Из налушна свой тугой лук,
Из колчана -- калену стрелу,
И берет он тугой лук в руку левую,
Калену стрелу в правую,
Накладывает на тетивочку шелковую,
Потянул он тугой лук за ухо...

Заскрипели полосы булатные
И
завыли рога у туга лука

(Михайло Потык)

 

Русское слово «лук» происходит от корней, имеющих смысл «гнуть», «дуга». Ему родственны такие слова как «излучина», «лукавство».

Если, как уже упоминалось выше, простой лук имел дугообразную форму, то сложный лук походит по форме на сплющенную букву «М» с плавными перегибами. Именно такие луки мы видим во всех древнерусских изображениях, именно такой лук держит Алеша Попович на картине Васнецова «Три Богатыря», именно такие луки обычно дают в руки своим героям другие художники.

Луки в Русских войсках использовались очень широко. Их применение было очень эффективным в борьбе с легковооруженными, но маневренными и многочисленными всадниками южных степей – хазарами, печенегами, половцами. Русские отряды лучников в походе располагались по краям войска с таким расчетом, чтобы отбить внезапную атаку вражеской конницы. При атаках вражеских городов, лучники при возможности метко «снимали» врагов с городских стен или же засыпали город за стеной смертоносным дождем из стрел. При защите городов, наоборот – лучники, стоявшие на стенах и в башнях, вели или прицельный огонь по командирам вражеского войска или же вели бесприцельный огонь по всем без разбора. Также – лук оружие диверсантов. Если надо было устроить засаду небольшому отряду или вражескому обозу, нет оружия лучше, чем Русский лук. Также лук – незаменимое охотничье оружие. Как известно русские войска того времени из дома брали только оружии и доспехи, остальное – добывали в бою, ну, а если боя долго нету – можно пойти на охоту, пострелять уток или более крупную дичь.

Русский лук не боялся ни сырости, ни жары, ни холода как западноевропейские луки, был значительно короче последних (1,5 м). И как уже говорилось, был намного мощнее. Те результаты стрельбы, которые для западноевропейских стрельцов были рекордными, на Руси были нормой. В 1953 году при раскопках в Новгороде было найдено плечо сложного лука, по которому и было восстановлено устройство древнего лука. Лук этот использовал воин XII века. Пролежав в земле восемь столетий, плечо было способно пружинить. Как показали дальнейшие исследования, эта находка идентична по строению более ранним лукам VIII века.

Оказалось, что сложные луки на Руси были устроены очень сложно. Основу лука составляла можжевеловая планка. Она располагалась с внутренней части лука, обращенной к лучнику при стрельбе.  Она должна быть очень хорошо обстругана и отшлифована со всех сторон. Такая деревянная основа называлась «кибить» - это слово восходит к арабскому слову «кадиб», которым последние именовали простые луки.

После предварительной обработки заготовку размачивали в холодной воде, потом нагревали на огне и придавали нужный изгиб на специальной доске.  Там где можжевеловая планка прилегала к внешней, березовой планке, проведены были три тонких желобка для заполнения их клеем.

Кстати о клее. Стратегическое значение в древней Руси практически для всей промышленности имел рыбий клей. Этот удивительный состав может вполне обойти по своим свойствам современные клеи типа «Момент». Во-первых, он абсолютно натурален. В древней Руси не было токсикоманов, нюхающих рыбий клей. Во-вторых, держал он неразрывно, очень и очень мощно. Помимо луков таким клеем склеивали все важные детали изделий. Возвращаясь к обломку лука из Новгорода, скажем, что и через восемь веков клей превосходно держал планки и, берестяную оклейку вместе. Что станет с современными клеями через восемь веков? Их химический состав распадется на токсичные компоненты, что-то уйдет в воздух, что-то в землю… Готовился рыбий клей высшего сорта из плавательных пузырей рыб, более низкого – из чешуи и костей. Они высушивались на Солнце, после чего с пузырей снимался верхний слой, и они подвергались варке на медленном огне.

После этого размягченные пузыри (чешую) расплющивали в пластинки и высушивали их. Когда же надобился рыбий клей, брали пластинки, заливали их малым количеством воды и варили их до тех пор, пока они не растворятся в воде.

Получался густой состав, который и предназначался для склеивания. Стоит для справедливости упомянуть о двух недостатках рыбьего клея: во-первых, по сравнению с клеем «Момент», рыбий клей сохнет не менее суток, а во-вторых, приготовление рыбьего клея – очень ароматное занятие (не пытайтесь варить его в городской квартире!) – в процессе приготовления очень сильно пахнет. Однако последний недостаток -сомнителен: представьте себе как готовится вышеупомянутый современный клей на заводе: тоже весьма пахучее дело, причем еще и ядовитое.

Но вернемся к недоделанному луку. Итак, древний мастер подготовил две планки, можжевеловую и березовую, обстругал и отшлифовал их. Теперь ему надо винтообразно обмотать сухожильными нитями, вымоченными в клее, березовую планку. Сухожилия брались оленьи, лосиные или бычьи. Зачастую толщина этой обмотки влияет кардинальным образом на силу будущего лука. Толщина обмотки колеблется от 0,5 до 3 мм. При выстреле сухожилия растягивались и сокращались при отпуске тетивы.

Рукоять лука выкладывали гладкими  и прочными роговыми пластинами. В первую очередь не для удобства лучника, а для правильного изгиба лука при выстреле. Лук должен гнуться не по середине, а в плечах, причем для таких мощных луков это имело решающее значение. Без этих накладок, во-первых, лук сломался бы при первом же выстреле, во-вторых, токая конструкция усиливает лук почти вдвое. Длина роговых пластин равнялась в среднем 12-14 см. В разрезе она имела овальную форму – это уже для удобства лучника. Чаще всего рукоять ставилась точно в центре лука, однако иногда чуть-чуть ближе к одному из рогов. Это делалось для того, чтобы стрела накладывалась точно по середине лука – этим достигалось наилучшее соотношение сил. Также костяные накладки с вырезами для крепления тетивы прикреплялись и к концам лука, дабы предохранить деревянные планки и не портить их пропилами для тетивы. Приматывались накладки к основе сухожильными нитями, пропитанными в рыбьем клее.

Также, начиная с XIV века, луки стали усиливать «подзорами», сначала роговыми, позже – металлическими пластинами, которые прокладывались вдоль спинки (внешней стороны) лука.

Для того чтобы лук был «всепогодным» и не боялся влаги, древний мастер обматывал лук предварительно вываренной берестой. Сохранилось летописное упоминание о необычном бое с татарами в 1444 году. Из-за мороза татарские луки были не во что не годны: «…от великого мраза… луки их и стрелы ни во что быша». Русские воины благодаря этому перестреляли практически всех горе – воинов из своих луков, не дав им даже приблизиться.

Вообще говоря, на Руси людей, делающих луки называли лучниками, а воинов, стреляющих из луков стрельцами. Причем «стрельцом» на Руси был практически каждый мужчина – вспомним про перестрел – «яко муж перестрелит». Обучали мастерству стрельбы из лука практически с пеленок. Уже в 8-9, а то и раньше, мальчик ходил и ездил с отцом на охоту.

Далее вниманию читателя представлены схемы Русского лука, иллюстрирующие этот раздел.

1) деревянная основа лука

а - концы с вырезом для тетивы

б – сухожилия

в - березовая планка

г - можжевеловая планка

и - узел или место соединения концов, планок и сухожилий

к - узел или место соединения сухожилий и костяных накладок рукояти лука

2) вид деревянной основы лука с внутренней стороны и схема расположения костяных накладок

д - концевые накладки с вырезом для тетивы

е - боковые накладки рукояти

ж - нижние накладки рукояти с внутренней стороны лука

3) Схема расположения костяных накладок на луке (вид сбоку)

д - концевые накладки

е – боковые

ж – нижние

и - место соединения у концов лука

к - место соединения у рукояти лука

4) закрепление стыков деталей лука путем обмотки сухожильными нитями по клею и оклейка лука берестой

5)  лук с тетивой после оклейки 

6) Лук в поперечном разрезе

а - берестяная оклейка

б – сухожилия

в - березовая планка

г - можжевеловая планка;

 

Тетива.

 

Тетива – неотъемлемая часть любого лука. Зачастую, тетива определяет качество стрельбы из лука – очень многое зависит от ее свойств. Первый закон тетивы – она не должна растягиваться вообще, иначе выстрела не получится - «плевок» на 5-20 метров. Второй закон – тетива должна стремиться к цилиндрической форме в разрезе – такую тетиву гораздо легче натягивать и ее равномерное напряжение обеспечивает лучшие показатели, чем у «горбатой» тетивы, которая где-то уже, где-то тоньше. И третий закон – тетива не должна изменять первых двух свойств под действием различных погодных условий – жары, мороза, влажности. И конечно, же она должна быть очень прочной, чтобы ее не смог порвать даже «размывчатый» лук – ведь если это произойдет, внезапно отскочившие рога лука или обрывок тетивы может сильно ранить человека, если не убить насмерть. Вспомним – на Руси бытовали луки силой в 80 кг – а ведь никакого капрона и прочих современных крепчайших материалов не было – из чего же делали тетиву наши предки?

Это была не просто какая-то веревка. Самый простой вариант для русского воина – вариант западноевропейских стрелков – веревка из волокон конопли (пеньковая), однако такая тетива имела огромный недостаток. В истории Западной Европы известны случаи, когда сражения проигрывались из-за того, что у непутевых лучников под дождем или во влаге размокли конопляные тетивы – мокрая пенька рвется в руках, как тоненькая ниточка. Так что, пеньковую тетиву в сырую погоду необходимо было снимать с лука и класть подальше от этой сырости. Понятно, что для Руси такой вариант – совершенно неприемлем, ведь утром у нас каждый день – роса, осенью и весной идут обильные дожди, а полгода лежит снег – если не дай Бог лук с такой тетивой упадет в снег – это для нее означает смерть. Но как уже говорилось, луки на Руси были всепогодными. Для влажной и прохладной погоды идеально подходила тетива из шелковых или сухожильных нитей. Средневековые арабские источники упоминают, что славяне такими тетивами активно пользовались. Были также тетивы из «кишечной струны» - обработанных кишок животных. Такая струнная тетива была хороша для теплой и сухой погоды – но не наоборот.

Лучшие же результаты давала тетива из сыромятной кожи – сложная в изготовлении, зато прочная и практически всепогодная. Делалась она так. Брали шкуру животного, арабы предпочитали тощего верблюда – причем, его спину (там – самая толстая кожа), славяне же использовали бычью, лосиную, кожу, но тоже не особо жирного животного, лучшей считалась кожа с брюха тощей коровы. Шкура замачивалась в холодной воде, после чего из нее (из спинной части) нарезали полоски кожи – длиной на несколько десятков см. больше предполагаемого размера (проще потом отрезать, чем удлинять), и на несколько мм. больше предполагаемого диаметра будущей тетивы, если же кожа берется с боков животного – тогда значительно больше. Нарезав их таким образом, заготовки развешивали в темном закрытом помещении, куда не проникал свежий воздух. В свисающих концах делались дырочки, куда вставляли деревянный или металлический стержень – с их помощью полоски немного натянув, скручивали, натирая при этом их шлифовальным приспособлением: бруском, камнем, «стругом» (см. раздел «Стрелы каленые»)  - такую операцию повторяли до тех пор, пока полоска не скрутится до предела, станет круглой и ровной в разрезе. В принципе, если мастеру очень захочется – и так уже ее можно использовать, но для того, чтобы тетива стала всепогодной, безразличной к холоду и жаре, ее многократно размачивали и выдерживали под сильной (практически «на разрыв») нагрузкой, а затем шлифовали мелкозернистым камнем, после этого, ее натирали смесью воска и жира. После таких операций, она становилась во истину универсальна – именно такие тетивы предпочитали всем остальным вариантам наши предки. С натянутой такой тетивой на русский сложный лук, русский воин мог хоть купаться в реке, в лютый мороз без проблем шнырять хоть целый день по лесу.

Тетиву никто не носил наглухо надетой на луке – это приводило его в негодность. В перерывах между стрельбой ее снимали. На чертеже лука (см. выше) можно видеть специальные пазы на концах лука – это были не просто зарубки, а аккуратно сделанные под особым углом и особой формы выемки в костяной накладке или, в крайнем случае, в деревянной основе лука. В общих чертах, нижняя сторона паза должна быть не больше 90°, верхняя – не меньше 90° (например, хорошие результаты дает сочетание 80° и 150° - однако четкого стандарта здесь не наблюдается).

Тетиву также не делали цельной, особенно дорогую – шелковую или из сыромятной кожи – во время стрельбы зачастую перетирались петли, и если тетива была цельной – можно было смело выкидывать ее. Чтобы не терять хорошую тетиву, петли делали съемными, сделанными из кожаных ремешков. Такие петли привязывали к небольшим отверстиям на концах тетивы. Существует несколько специальных узлов для этих целей.

Существует множество способов надевания тетивы. О них подробно рассказывается в разделе «С луком – на войну и на охоту».

 

  Арбалет (самострел)

 

Пожалуй, наиболее нетипичное для Славян оружие из представленных в этой работе. Многие считают арбалет, или как его называли на Руси, самострел, огромным шагом вперед по сравнению с луком. Однако шаг этот был весьма относителен. Для Западной Европы это оружие -  действительно шаг вперед по сравнению с простым луком. Но по сравнению со сложным Русским луком арбалет – это детская игрушка. По боевым показателям он даже не приближался к сложному луку. Применение арбалет нашел только среди городской бедноты и мелких торговцев, которые не обладали мужской силой для использования луков – им арбалет действительно помогал постоять за себя.

Арбалет – это очень тугой и очень короткий лук, прикрепленный к специальному планшету, оборудованному спусковым механизмом. Тетиву арбалета руками натянуть было невозможно, поэтому оснащали его специальным устройством – «коловоротом самострельным», который представлял собой специальную катушку, на которую наматывалась веревка, прикрепленная специальным образом к тетиве – так тетива натягивалась. Стрелял арбалет коротенькими стрелами, которые назывались «болтами самострельными».

Воины отдавали обоснованное предпочтение луку, который ко всему почему, был во много раз скорострельнее и дальнобойнее, чем арбалет. В 1252 году, в столкновении Русских войск с наемниками-арбалетчиками Миндовика Литовского, согласно летописному повествованию, наши воины шутя разогнали арбалетчиков, гоняя их по полю.

 


Стрелы каленые

 

Хочет он его подстрелити,
Подстрелити, погубити.
Натягивал тетевычки шелковыя,
Накладывал стрелочки кленовыи

Суровен Суздалец»)

 

И берет себе Васильюшко тугой лук,
А и  накладывает Василей калену стрелу,
Он пущает во шатры во Батыгины,
И убил под шатрам ровно три головы…

… Тут увидел Батый, что беда пришла,
Что из Киева пущена калена стрела.

(«Василий Игнатьевич»)

 

В отличие от эволюции сложных луков, принципы строения стрел были известны еще в каменном веке. Тогда же определились основные формы наконечников, известные всему миру, от североамериканских индейцев до японцев.

Но начнем мы повествование о стреле не с него. Начнем с древка стрелы, то есть ее деревянной основы, несущей на себе оперение и наконечник. Славянские мастера предпочитали древесину березы, ели, сосны, клена, яблони, орешника, кедра, кипариса для этих целей. Также кое-где использовались древки из камыша (не путайте камыш и рогоз: рогоз) или тростника, относительно прочные полые стебли которых были очень легки. Древесину старались заготовить осенью, когда в ней, как считается, меньше влаги.

К изготовлению древка древний мастер подходил с большой аккуратностью – ведь любая оплошность могла причинить жестокую травму стрелку. После того как очищенная от коры, или, если древки делались из большого бревна, были расколоты или распилены, идеально прямые и идеально круглая заготовки диаметром 7-10 мм. были готова, их тщательнейшим образом шлифовали, еще раз проверяя идеально круглую поверхность. Сначала заготовку скоблили ножом, потом специальным устройством, стругом (см. на рисунке), после – специальным шероховатым камнем (см. на рисунке). Особое внимание также уделялось отсутствию заусенцев, ведь из-за одной такой маленькой оплошности стрела при выстреле могла расцарапать руку до крови (автор убедился в этом в прямом смысле «на собственной шкуре»), а если учитывать еще и чудовищную силу древнего лука – и подавно. 

Длина стрел устанавливается экспериментальным путем. Для этого берется лук в левую руку, правую же, без тетивы доводят до подбородка, скулы или, мочки уха. Длина от внешней стороны вашей левой руку до правой и есть длина вашей стрелы. Причем надо учитывать, что чем длиннее стрела, тем точнее, но медленнее и короче ее полет, а чем короче – чем дальше и быстрее, но менее точен.

Потом мастер делал пропил (ушко) на конце древка, который у живого дерева был обращен вверх (т.к. на комлевом, более твердом, крепился наконечник), куда вставлялась тетива. Если стрела делалась «на славу», вместо деревянного пропила на конец древка надевалось, костяное, позже металлическое ушко с прорезью для тетивы. Ушко имело тоже свои параметры. Вырез для тетивы, если был слишком глубоким, тормозил полет стрелы, зато стрелу с таким ушком удобнее держать на изготове, наложив ее на тетиву, а следовательно, и проще целиться. Если же вырез делался наоборот, стрела сидела плохо, зато полет был быстрее, чем у аналогичной, только с глубоким вырезом. В общем, габариты «ушей» и X века и через пятьсот лет были такими: глубина выреза на них равнялась 5-8 мм, редко 12, ширина – 4-6 мм. Если стрела была пустотелая (камышовая, тростниковая), костяное ушко вставляли при помощи специального штыря в эту полость (на рис. – ушко №5), если стрела была деревянной, предпочитали ушко со втулкой. В обоих случаях их сажали на рыбий клей.

Славянские стрелы имели длину 75-90 см. Весили в пределах 20-60 г. Причем чем тяжелее стрела, тем дальше и мощнее ее полет, так как у нее большая инерция, у легких же стрел – огромное преимущество в скорости. Поэтому в бою с тяжеловооруженными воинами, брали тяжелые бронебойные стрелы, если шли охотиться на птицу или пушного зверя, брали стрелы легкие (на пушного зверя, причем, с тупым грушевидным наконечником – чтобы оглушить и не попортить мех).

Различные виды оперения стрел. XVII век.

После того, как мастер разобрался с ушками, ему предстояло подумать об оперении стрелы. Оно будет обеспечивать точность и прямолинейность полета стрелы. Славянские стрелы имели в оперении от 2 до 6 перьев. Самый распространенный вариант – два пера, самый редкий – шесть. Хотя также известны стрелы вообще без оперения, но это - большая редкость, так как попасть такой стрелой во что-либо очень сложно. Перья располагались в строго определенном порядке. Главное правило расположения перьев на древке – это симметрия. Если у вас на стреле два пера, они должны лежать друг к другу под углом в 180 градусов, если три – 120, если четыре – 90. Симметрия оперения обеспечивает прямой полет стрелы. Также внимательнейшим образом древний мастер подходил к выбору пера – они должны быть ровными, упругими, прямыми, не очень жесткими. Обычно перья брали соколиные, орлиные, кукушечьи, вороньи, гусиные, морских птиц. В каждой области предпочитались, конечно, свои птицы, перья которых было легко достать, но они все удовлетворяли вышеупомянутым требованиям. У некоторых птиц брали перо из крыла, у некоторых – из хвоста. Перо обрабатывалось следующим образом: с одной стороны оно подстригалось вместе с куском стержня. Получалась половинка пера. Ей придавали приблизительную форму будущего оперения, которая была очень разнообразна, но главное – обтекаема (см. основные формы на рисунке), оставляя спереди и сзади небольшие кусочки стержня в 0,5-2 см. для обмотки их нитью. Потом так же  заготавливалась вторая часть оперения, в общем столько, сколько мастер хотел установить на стрелу. Обязательно надо следить за направлением закрутки пера. Оно должно быть у всех перьев при установке на стрелу направлено в одну сторону (подобно лучам свастики). Этой закруткой перьев обеспечивается закрутка стрелы. При этом достигается тот же эффект, что и при выстреле из нарезного огнестрельного оружия: закрученный винтообразно в полете снаряд, будь Подпись: 1,2. древки стрел конца X - начала XI в. 
3-6. ушки русских стрел XVI-XVII вв.
то пуля или стрела, летит гораздо точнее, чем без таковой закрутки. Иногда даже перья на само древко накладывались винтообразно, а на древке арбалетного болта иногда даже нарезалась резьба как на винте. Отсюда вытекает следующее правило. Вращающаяся стрела в полете несколько отклоняется в полете от цели в сторону вращения. Поэтому опытные стрелки советовали целиться стрелой, оперенной с правого крыла птицы в правую сторону и наоборот.

Чем тяжелее стрела, тем длиннее и шире для нее нужно оперение. Известны образчики с шириной пера в 2 и длиной в 28 см. Но это уже – оперение для настоящего бревна. Обычно древние Славяне предпочитали ставить оперение длиной  12-15 см, шириной в 1-1,5 см. Это оперение вполне подходило для обычного военного мужа, опытные стрелки предпочитали оперение покороче – 8-10 см., а для стрельбы на сверхдальние дистанции использовались стрелы с оперением длиной в 6-7 см.

Теперь, когда у мастера готовы все перья для стрелы, можно приступать к их закреплению. Только надо определиться с тем местом, куда это оперение ставить. Их закрепляют в нескольких сантиметрах от ушка. Но не в коем случае на впритык к нему! Иначе вы просто не наложите на тетиву стрелу, не помяв оперение, а помяв оперение, уж точно не попадете в цель (разве что, случайно). Тут действует следующее правило – чем ближе оперение к тетиве, тем точнее будет стрельба, чем дальше – тем быстрее полет. Древние славяне отдавали преимущество точности боя. Расстояние от ушка до пера колебалось в среднем, от 2 до 5 см.

Теперь мастер сажал на клей перья в выбранном месте древка и доставал иголку с тонкой ниткой или конским волосом. Те кончики пера, которые были оставлены без опахала, плотно приматывались по клею к древку сплошной обмоткой. В месте где на пере есть опахало, оно с помощью иголки, которой прокалывали стержень пера и пропуская через него нитку, приматывали к древку. Шаг такой обмотки был 0,5-1,5 см.

После этого, при желании, мастер мог обмотать поверх обмотки ниткой древко еще и берестой, чтобы шероховатая поверхность нитки на тормозила полет стрелы и не царапала руку стрелка. Теперь самое время поговорить о наконечниках. Почему-то художники часто приделывают к стрелам своих персонажей наконечники либо гигантских размеров, либо наоборот, размером с иглу. Но чаще всего любят изображать наконечники с двумя оттянутыми назад шипами, считая, что это видит очень устрашающе. Однако Славяне редко использовали такие наконечники – садистскими наклонностями они не отличались, тем более для экстренного случая, были воистину страшные орудия.

На самом же деле, в научной литературе можно встретить описание порядка 110 видов металлических и 8 - костяных наконечников. Несмотря на такое обилие форм, каждый наконечник применялся для определенных целей. Условно все наконечники можно разделить на несколько огромные группы – по их назначению. Первый – стандартные наконечники листовидной формы. Использовались они как воинами, так и охотниками. Эти наконечники можно назвать универсальными: и легкую броню степняка пробьет и зайца догонит. Такие наконечники не причиняли особых мучений жертве – они легко входили в тело и их было легко вынуть, никаких шипов у таких стрел не было.

 Такие наконечники можно называть самыми массовыми наконечниками Древней Руси. В XII-XVI веках классические наконечники немного теснят бронебойные, предназначенные для пробивания сверхтяжелой брони западноевропейских рыцарей крестоносцев. Мало кто знает, что под «консервной банкой» они часто носили еще и кольчугу. Бронебойные стрелы делались тонкими как игла, иногда довольно длинными, не имели никаких шипов. Их основная задача – пробить доспех и ранить (убить) воина. Также эти наконечники изготавливались из хороших сортов железа и стали, чтобы при ударе о доспех, их острые жала не ломались, не тупились и не сгибались. В былинах повсеместно упоминаются даже булатные стрелы, но в большинстве случаев, это все же

1.Листовидный вид наконечников. VI-XI вв.

титьсаьвозной узор. Четвертую группу можно назвать группой «наконечников с шипами». Сюда входят и так любимые художниками

 
гиперболизация, так как львиная доля стрел все же терялась в пылу битвы, а булатные наконечники –

2. Бронебойные наконечники. IX-XII вв.

 
вещь не из дешевых. И третий класс – если, например, надо кому-то срубить стрелой руку с мечом, занесенную над товарищем, из тула выхватывался так называемый срезень – и при удачном выстреле, враг в ужасе смотрел на лежащую у его ног его руку. Такие стрелы применялись в борьбе с легковооруженными воинами, например кочевниками. Они использовались для «срезания» конечностей, перерезания шей, нанесения ужасных ран в незащищенную грудь на расстоянии. Срезень – это стрела с лопатообразным наконечником или наконечником типа «ласточкин хвост» (см. на

3 Наконечники - срезни. IX-XIII вв.

 

 
рис.). Наконечники эти, имея широкую режущую поверхность, не пронзали жертву, а перерубали. Ширина режущей поверхности срезня - 6-10 см. Часто такой массивный наконечник пытались облегчить – вырезали в середине отверстие, делали в середине

4. Наконечники с шипами. X-XIII вв.

 
наконечники с отогнутыми назад шипами, а также многие другие, порой кажущиеся фантастическими конструкции. Но все они находили применение в бою или на охоте.

Вообще говоря, шип на наконечнике предназначен для в первую очередь для вполне обоснованных целей, например, для зажигательных стрел, которые, воткнувшись, например, в тесовую или соломенную крышу, не должны были оттуда падать – здесь-то и цеплялись такие наконечники своими шипами. Или же – для ограничения маневренности особенно сложного противника: видя, что товарищ с мечом не справляется с врагом, стрелец, опасаясь задеть друга, бил врагу в  щит стрелой с шипом – таким образом он заметно ограничивал возможности маневра противника, ну а если о полезет отрубать древко, развернув к себе щит - наверняка воин с мечом ударит в незащищенное место противника. И уже только потом такие наконечники применялись для нанесения огромной раны, осложнения его вытаскивания, причинения излишних мучений. Как ни странно, такие наконечники получают широкое распространение именно после крещения Руси, пик их популярности приходится на XIII-XV века. Существует очень мало способов безболезненно вытащить шипованный наконечник, но древние Славяне знали их и применяли на практике. Например, если стрела имеет два симметричных шипа, отогнутых назад, следовало аккуратно отломить или отрезать древко как можно ближе к наконечнику, потом взять тонкий крючок из проволоки, поддеть им наконечник таким образом, чтобы он в ране перевернулся в обратную сторону – теперь при помощи того же крючка можно его с легкостью вытащить. Иначе пришлось бы Подпись: Основные части железных наконечников. 
а –перо 
б – втулка 
в – сторона 
г – плечо 
д – черешок 
е – шейка 
ж – боевая головка (у бронебойных) 
з – грани 
и – упор для древка 
к – острие 
л – шип 
сильно расковыривать рану.

Сложнее дело обстоит с наконечниками, у которых один шип загнут вперед, а другой назад – такие наконечники практически невозможно безболезненно вытащить, а по сему, они гораздо опаснее симметричных наконечников. Также на Руси существовали исключительно охотничьи наконечники. Так как при охоте на пушного зверя, все же не каждый стрелок мог «попасть белке в глаз, чтобы шкурку не испортить». Поэтому зверя глушили тупыми грушевидными наконечниками. Делались они из железа, кости или даже дерева, для таких наконечников материал – дело не принципиальное. Такие наконечники назывались «томарами».

На Руси на ряду с металлическими, существовали и костяные наконечники. Несмотря на кажущуюся их примитивность, они весьма и весьма опасны и практически не уступают железным их собратьям, а в кое - чем, и превосходят их. Например, костяные наконечники легче железных, что позволяло их ставить на «скоростные» типы стрел. Костяные наконечники изготавливались из твердой не трубчатой кости (рогов, некоторых иных костей) крупных животных путем выпиливания (вырубания) болванки и дальнейшим ее обтачиванием до нужной формы. Единственное ограничение костяного наконечника – невозможность пробить броню, будь то кольчуга или панцирь, поэтому к XIII-XIV веку такие наконечники становятся уже только достоянием охотников.

Определившись с видом и формой наконечника, нашему мастеру - стрельнику, именно так называли в Древней Руси людей, делающих стрелы, предстояло определиться со способом крепления его на древке. Все наконечники делятся на два вида по способу крепления – втульчатые и черешковые. Это разделение мы можем наблюдать на всех иллюстрациях, демонстрирующих наконечники.

Черешковые наконечники вставлялись внутрь древка при помощи специального штыря, втульчатые – сажались на клей поверх древка и приклепывались маленькой заклепкой или прибивались таким же маленьким гвоздиком. Гораздо больше, 99% наконечников имеют черешки, а не втулки для крепления. Втульчатое крепление предпочитали использовать разве что, для бронебойных стрел, да и то не всегда. Втульчатые наконечники характерны прежде всего для западных и дальневосточных (Прикамье) регионов Древней Руси.

После окончательного крепления, для прочности мастер обматывал их нитью или конским волосом по клею, сверху накладывалась при желании мастера береста. Теперь, после того как клей подсох, стрела готова.

Какое разнообразие наконечников!  А между тем, каждый воин имел при себе «джентльменский набор» стрел с разными наконечниками – бронебойными, классическими, шипованными, срезнями. Для их различения при стрельбе, чтобы быстро и безошибочно выхватывать из тула (колчана) нужную стрелу, их ушки окрашивали в разный цвет. Именно поэтому, чтобы различать стрелы, древние Славяне предпочитали носить тул именно у пояса, а не за спиной, как обычно рисуют художники…

 

Тул и колчан.

 

Тул, также как и более привычный для современных людей колчан – футляр для ношения и хранения стрел. Но колчан – слово татарское, получившее распространение на Руси только с XVI века, причем колчан и тул имеют принципиальное различие – тул имеет круглую или эллиптическую форму и крепится в подавляющем большинстве случаев у пояса, оперением стрел вперед. Тогда как колчан – плоский (их очень любят современные художники, пишущие на «былинные сюжеты») и его обычно носят или у пояса (оперение стрел направлено назад) или за спиной.

Слово «тул» происходит от древних основ, имеющих значение «укрытие», «безопасное место». Валерий Демин связывает корень «Тул» с именем города – Тулы, но не современного города, а крупнейшего города Гипербореи – древней прародины Ариев. Слово тул родственно словам «тулья» - часть шляпы, шапки, «притулиться» - спрятаться в укромном местечке, «туловище» и др.

Делался тул или из плотной кожи или из одного - двух слоев бересты. Иногда берестяные тулы также обтягивали кожей или шелком. Дно делалось деревянным, шириной в 1-2 см, к берестяной или кожаной (в этом случае его форма была близка к полукруглой – такие тулы распространяются с IX века) основе его прибивали или приклеивали. Хотя сам автор этой работы, никогда не видел на тулах крышек, некоторые ученые утверждают, что они все же были для предохранения стрел и их оперения. Возле днища Тул был широким, 10-12 см, для свободного размещения наконечников, на 2/3 кверху от общей высоты его, он сужается до 8-10 см – чтобы стрелы не болтались. Потом иногда опять идет незначительное расширение – для сохранности оперения и удобства вытаскивания стрел. Такая конструкция обеспечивала надежную фиксацию стрел при полном туле (а в средний тул без особых проблем влезает 20-30 стрел) и их полную сохранность в долгом пути и огне битвы. Внутри Тула проходит деревянная планка – для закрепления бересты и для крепления к ней снаружи костяных (позднее – железных) петель для подвешивания тула к поясу. Тул украшали. На рисунке, размещенном во вступительной части данной работы, виден изукрашенный тул у пояса одного из воинов (в шлеме). Тулы украшались клепаным, или вышитым узором.

Как уже сказано выше, Тул носили у пояса, справа, на поясном или перекидном ремне через плечо. Именно справа потому, что слева всегда был меч, топор, сабля, скармасакс или хотя бы нож, к тому же справа очень удобно правой рукой доставать из него стрелу. По этому же, горловина тула всегда была направлена вперед. Иногда, собираясь в дальний поход, воин, возможно, брал с собой несколько тулов, так как 20 стрел в походе маловато. Конные воины имели тулы со специальным крюком на ремешке, прикрепленном к донцу. Крючки эти предназначены для надежного крепления тула при верховой езде – иначе все стрелы растрясутся по дороге.

 

Налучье и саадак.

 

Луки не всегда хранились в натянутом состоянии  - когда стрельбы из лука не предвиделось, тетиву с лука снимали и клали в специальный мешочек. Если этого не сделать – лук вскоре ослабеет: например луки, выставляющиеся в исторических музеях не могут стрелять, так как экспонируются в натянутом состоянии – налицо порча бесценных реликтов древности. При необходимости – перед боем или охотой, стрелец натягивал свой лук – и тот был готов к бою.

Первое письменное упоминание о налучье относится к XV веку, однако сохранились его изображения XII века, и ученые не сомневаются, что налучье было и еще раньше – так как руссу что V, что XV века таскать лук в руках было одинаково неудобно.

Для хранения же и перевозки лука использовалось налучье – специальный чехол. Такой чехол был не короче 2/3 лука – иначе при верховой езде или при беге лук обязательно вывалится и подвергнет воина смертельному риску – погибать, наклонившись за выпавшим луком – нелепо.

Налучье делалось кожаным на деревянной основе, берестяным или полностью деревянным. Деревянные и берестяные налучья зачастую обтягивались кожей или материей. Его форма повторяла форму лука – горловина делалась широкой, по максимальной ширине лука, к низу ширина постепенно сходила на нет.

Налучье, в отличие от тула, которому надо было хранить в целости наконечники и оперение стрел, не было предназначено для сохранения содержимого – содержимое было и так достаточно крепко, чтобы выдержать порядочный удар. Налучье предназначалось исключительно для удобства транспортировки.

Как и тул, налучье оснащалось костяными накладками – петлями для привешивания и декоративными украшениями – теми же накладками, металлическим клепаным орнаментом или красивой тканью с узором (в случае берестяных и деревянных изделий).

Налучье носили на ремне - слева на поясе или перекинув через плечо. Лук располагался в нем вверх спинкой.

 С XV века на Руси распространяются саадаки (сагадаки) – сделанные в едином ключе наборы для конных воинов: лук, налучье, колчан со стрелами. Слово «саадак» как и сама идея такого набора, заимствована под татаро - монгольским влиянием. Саадаками занимались специальные мастера - саадачники. Также на составляющих саадака мог быть карман для петли или кистеня, а так же кармашки с «ремнабором» - ножницами, ножиком, напильником – поправлять оперение и наконечники на своих или трофейных, подобранных на поле боя стрелах.

 

С луком на войну и на охоту.

 

Этот раздел, по мнению, автора – самый интересный в повествовании о луке. Ведь нет ничего приятнее, чем взять в руку толстую рукоять лука, ощутить его приятную тяжесть, вскинув на руку стрелу, медленно подвести оперение к щеке, как описывал один древний турецкий автор: «представь, что левой рукой ты сдвигаешь гору, а правой – тянешь за хвост тигра». Рукоять начинает давить на ладонь левой руки. В правой части тела нарастает напряжение – с каждым сантиметром натяжения вы чувствуете, как барс рвется на волю. И вот вы отпускаете тетиву, она, взвизгнув, толкает с огромной скоростью стрелу и та, посвистывая, скользит по вашей руке…

Конечно, то же самое испытывали наши пращуры (только гора была у них в ~4 раза больше современной и тигр во столько же раз сильнее). Они тоже очень любили стрельбу из лука – доказательством этого могут служить красочные описания стрельбы в былинах, причем о другое оружие описывается так подробно и красочно очень редко.

Но перейдем содержательной части раздела. Итак, мы имеем лук с тетивой, и несколько стрел – и что, мы можем идти и стрелять? Нет. Во-первых, надо подумать о средствах предохранения не от чего ни будь, а от сорвавшейся тетивы. Иногда, когда люди пользуются слишком сильными для себя луками, рука с луком поворачивается так, что когда вы отпускаете тетиву, та бьет по тыльной части локтя, причем бьет очень сильно – хороший лук может рассечь руку до крови. Чтобы избежать таких травм, особенно свойственных неопытным стрельцам, следует носить, как утверждали наши предки, щиток - наруч или кожаный наруч. Первый представляет собой костяной или железный щиток прямоугольной формы, согнутый по руке носителя. Такой щиток привязывается к защищаемой части руки при помощи шнурков или ремешков.

В Древней Руси их украшали различным узором, сначала мифологическо-языческим, позднее – библейскими сюжетами. Второй способ защитить руку – специальный кожаный наруч длиной чуть меньше локтя. Для крепления наруча используются те же шнурки ли ремешки. Второй вариант наруча – браслет около 5 см. в ширину, прикрывающий наиболее уязвимое место руки, куда чаще всего тетива и попадает. Такие богато украшенные браслеты носили более опытные стрелки. Иногда кожаная основа такого браслета обделывалась металлом, придавая еще большую прочность. Для предохранения пальцев, держащих тетиву все те же неопытные стрелки использовали специальные кольца из рога, специальные «фартуки» (сдвоенные кольца с вырезом для тетивы посредине). Однако, турки, например, такими приспособлениями пользовались гораздо больше, чем славяне, которые имели трудовые мозоли на всех задействованных в стрельбе из лука местах и к тому же, считается, что, например кольца для натягивания тетивы, ухудшают контакт человека с луком, а следовательно, не удается достичь таких же высоких результатов как без использования колец. Теперь, надев наруч на левую руку, древний стрелец (как и современный) должен был надеть на лук тетиву. Существуют сотни способов надевания тетивы, причем у каждого народа свой.

Славяне пользовались многими способами – в конечном итоге выбор способа натягивания тетивы зависел от вида и силы лука. Для сложного сильного лука применяли следующий способ. Одну петлю тетивы вставляли непосредственно в выемку, а другую, надев на рог лука, подтягивали как можно ближе к пазу. После того, как дальнейшее подтягивание станет невозможным, стрелец поворачивал лук к себе спинкой, а другой рукой за верхнее плечо лука с не надетой петлей. Нижнее плечо придерживалось ногой. Рукоять подтягивалась к себе, плечи, плотно фиксируясь рукой и ногой, сгибались в этот момент, не надетая петля подтягивалась к пазу.

Для того, чтобы оснастить тетивой Русский лук, требовалось усилия всего тела воина. Между прочим, при проведении современной реконструкции, лук с силой в 80 кг. Натягивали три человека: один, самый сильный, тяжелоатлет, лежа на спине упирался ногами в рукоять лука, а руками сгибал рога лука. Двое других надевали тетиву с разных сторон.

Также для разных видов луков применялись и способы, изображенные на рисунках и многие другие. Сегодня, для слабых современных луков, как правило, применяют способ, который на картинке использует лучник из Конго.

Теперь, когда тетива надежно крепится на луке, надо принять правильное положение – от положения вашего тела многое зависит при стрельбе. Лук берется в левую руку (левши могут взять в правую), рука с луком вытягивается перпендикулярно корпусу.

Если русскому воину приходилось стрелять стоя, то, как и при стрельбе из винтовки, одна нога ставилась впереди, другая сзади на 2/3 шага под углом 30º - 45º - такая позиция обеспечивает наибольшую устойчивость. Стреляли также и «с колена», то есть, присев на одну ногу, но такой способ не очень удобен в условиях интенсивного боя – долго вставать. При необходимости, стреляли со щитом на руке. Он висел на руке, держащей лук, защищая за одно левый бок стрелка.

С лошади стрельба производилась примерно также. Лук перекидывался на нужную сторону, и воин, сидя в седле, выпускал стрелу. Иногда стреляли прямо на скаку, но это требует большого умения. Для этого не только нужно уметь крепко держаться на лошади без помощи рук, но и очень метко стрелять - когда лошадь скачет, особенно быстро, воина в седле очень сильно трясет. При стрельбе с коня тоже могли пользоваться щитом. Конные лучники – отличная штурмовая сила. При атаке вражеской пехоты, лучники выпускали несколько стрел, скосив этим добрую половину вражеского войска, после чего могли достать мечи и пойти в ближний бой, или же развернуться и отойти на хорошую дистанцию, сделав еще один заход с использованием лука. Также, конница с луками могла прикрывать отход своих войск. Сегодня конная стрельба из лука мало практикуется, так как вообще мало кто сумеет удержаться на лошади при полном ее скаку, не растеряв себя по дороге, а уж тем более Бурятский лучниксделать выстрел, и (что совсем невозможно) хотя бы попасть в мишень.

Итак, стрелец занял позицию. Теперь он достает стрелу из своего тула или колчана. Делается это так, чтобы не помять ее оперение и, что важно в строю, не особо ей размахивая – дабы не задеть острым наконечником по лицу товарища. Опытный стрелок может вскинуть стрелу на лук двумя пальцами – но это только для очень «скорострельных» бойцов (вспомним фильм «Властелин Колец. Братство Кольца», как там обращается с луком эльф Леголас – такая скорость стрельбы возможна в реальной жизни).

Обычно стрелу вынимают из тула тремя или четырьмя пальцами, крепко держа ее за ушко. Пользуясь заплечным тулом или колчаном, процесс несколько усложняется – надо нащупать у себя за спиной стрелу и оттуда ее вытащить.

Стрела кладется на большой палец руки, держащей лук. В Западной Европе – наоборот – клали стрелу с левой стороны на костяшки указательного пальца. В современных луках для этого предназначена специальная ложбинка, на которую кладется стрела - она на западный манер расположена слева. Но, как уже было сказано выше, русские и азиатские луки были намного лучше европейских, а русские и азиатские стрельцы стреляли из своих луков намного лучше, чем европейцы из своих.

Теперь подумаем о том, как держать стрелу при натяжении тетивы. Это – целая наука. В  западной Европе держали тетивы двумя или тремя палицами, между которыми была зажата стрела. Такой способ подходит для не очень сильных луков. Лук силой под 80 (даже 30) кг. так  вы не только не натяните, но и имеете все шансы повредить себе руку. Более сложный способ азиатских стрельцов: тетива удерживалась первой фалангой большого пальца. Указательный и безымянный пальцы накладываются на большой, препятствуя его разгибанию. При таком способе иногда использовали кольцо, надевавшееся на большой палец для предотвращения неприятных ощущений при стрельбе. Начинающему же стрелку, все же лучше начинать с захвата двумя пальцами.

Тетиву тянули "от уха", проще говоря, стрелу натягивали до уха (или, хотя бы, до скулы). При этом надо почувствовать касание пальцев левой руки (которая держит лук) наконечником. Это служит признаком достаточного натяжения. Поэтому не стоит делать полутораметровые «макаронины» - у непомерно длинной стрелы вы все равно не используете всю ее длину, а зачем тогда она вам нужна – для лишнего веса?

Не напрягайте при натяжении лука плечи, не притягивайте их к ушам – это не поможет вам облегчить усилие, к тому же воспрепятствует размеренному дыханию, которое очень важно при стрельбе. Не стоит также наклонять голову к стреле, чтобы получше прицелиться – это тоже не поможет, и в вы рискуете остаться без правого уха.

Итак, вашей руки с луком коснулся наконечник. Используйте в качестве прицела большой палец этой руки. Проведите мысленно прямую, продолжающую стрелу, проследите за тем, чтобы она проходила через мишень. Не юлите всем телом при прицеливании – двигайте только рукой. Целясь, выбирайте на мишени самые маленькие точки для этого – например самый маленький кружок на вашей мишени или отверстие от предыдущего выстрела. Прицелясь, следует отпустить тетиву. Это делается тоже не абы как. При этом не мотайте луком в разные стороны – держите его спокойно, но без движений. Тетивой тоже не дергайте – отпускайте ее спокойно, как будто она вам и не очень нужна – пусть свистит себе.

Таким образом, мы разобрались, как стреляют из лука сейчас, как стреляли из лука наши предки. Сегодня также некоторые умельцы прикручивают к лукам прицелы (даже оптические) или лазерные указки, нашим же пращурам единственным прицелом служил их меткий глаз и верные руки.

Hosted by uCoz