Кузнечное дело в Японии

 

Тамахаганэ, традиционная японская сталь, используемая при ковке меча.

Тамахаганэ

Тамахаганэ производится путем сжигания железной руды с углем при высокой температуре в плавильне татара.

Тамахаганэ

Сырая сталь формуется в блок и нагревается в плавильне кузнеца.

Cталь

Кусок стали складывается более дюжины раз во время ковки клинка.

Кусок стали

Яки-ирэ: клинок покрывается глиной, нагревается и погружается в корыто с водой.

Яки-ирэ

Яки-ирэ закаляет острие клинка и создает целый ряд визуальных эффектов на поверхности стали.

Яки-ирэ

Хабаки, состоящие из одного или двух частей, покрыты золотой фольгой (Хироси Миядзима). Основным металлом для каждой из них служит медь, за исключением хабаки в самом левом углу, для которой используется сакудо, сплав меди и золота.

Хабаки

Два меча, изготовленные Ёсиндо Ёсихара, с хабаки, состоящими из двух частей и сделанными Хироси Миядзима и ножнами, сработанными Кадзуюки Такаяма. Хабаки, изображенная на первой фотографии, использует полированную сакудо для внутренней части и так называемый эффект испещрения - кокэ (мох), создаваемый путем приложения мягкой мастики из золота и ртути к отделанной и покрытой золотой фольгой поверхности. Хабаки, изображенная на второй фотографии, покрыта золотой фольгой, которая была гладко отполирована на внутренней части и украшена следами от напильника на внутренней.

ХабакиХабакиДвое черных лакированных деревянных ножен с плетеными рукоятками, изготовленные Кадзуюки Такаяма. В более длинных ножнах находится катана с эфесом. В более коротких безэфессных ножнах находится танто или кинжал. Подобный простой вид крепления был популярен в эпоху Тэнсо (1573-91), от которого данный меч и получил свое имя.

НожныНожны Черные ножны с плетеными эфесами для катана, изготовленные Кадзуюки Такаяма. Кожа погружается в жидкий лак и затем полируется до тех пор, пока не станет гладкой для создания окончательного дизайна. Деревянные ножны для тати украшены золотыми хлопьями, растворенными в лаке, и золотыми соцветиями шип - розы и серебряными обрамлениями. Золотые и серебряные соцветия также вплавлены в рукоятку.

Тати, сделанный Кунимицу (ок. 1300 г.). Этот меч представляет собой школу Ямасиро периода Камакура. Рукоятка и стройная, изящная форма не изменены.

Тати школы Ямасиро

Самурай разрубает демона Сутэндодзи. Изображение взято со свитка периода Муромати.

Самурай разрубает демона Сутэндодзи

Катана, изготовленный Котецу (ок. 1660-70 г.). Примечателен широкий хамон, крупное острие и очень маленькая кривизна клинка. Подпись автора достаточно отчетлива и длинна.

Катана XVII века

Катана, изготовленный Кёмаро (ок. 1840 г.). Меч имеет крупное острие, среднюю кривизну и, в сравнении с более старыми образцами, широкую и органичную форму. Подпись автора, дата и следы напильника очень отчетливо видны.

Катана XIX века

Тати, изготовленный Ёсиндо Ёсихара (1943 г.). Меч очень широкий с большим хамоном. Рукоятка белая и не ржавая с чистыми отметинами от напильника и подписью. Большая кривизна и тёдзи хамон сделаны по типу старых клинков Бидзэн.

Современый тати

После изготовления стальной основы кузнец начинает формировать полученный брусок в заготовку для лезвия - сунобэ, из которой и будет изготовлен меч. Он нагревает брусок в горне и затем ковкой превращает его в прямоугольную заготовку, размеры которой составляют 90 процентов от окончательных размеров лезвия СУНОБЭ(это сделано, чтобы учесть расширение металла при финальной ковке). При этом сумма толщины и ширина заготовки будет составлять приблизительно 10 процентов от окончательной длины лезвия.

СУНОБЭПосле этого Ёсиндо обрабатывает хвостовик, чтобы выделить его на лезвии: работая молотком, он делает насечки с двух сторон (со стороны будущей режущей кромки и со стороны обуха), определяя положение хвостовика. Он также округляет и формирует ту часть заготовки, которая станет острием. Тщательное проковывание молотом делает сунобэ одинаковой по толщине по всей плоскости. И хотя она все еще остается только стальной заготовкой длиной приблизительно 65 - 70 сантиметров, но она уже имеет грубую форму меча.

Заготовка сунобэ  сделана более короткой и более толстой, чем окончательное лезвие, чтобы учесть расширение в процессе ковки.

 

Нагрев различных частей меча.

 

Температурные зоны.Яки-ирэ - процесс нагрева меча докрасна с последующим погружением его в емкость с водой - возможно наиболее впечатляющий момент в работе кузнеца. Раскаленное лезвие, затемненная кузница, шипение поднимающегося пара - все это делает яки - ирэ почти что мистическим действом, посредством которого из куска металла рождается меч.

В действительности же, как это часто бывает, все обстоит совсем не так. Яки-ирэ - работа целого дня, зачастую оканчивающаяся разрушенным лезвием, которое должно быть или вторично переработано или отбраковано. Работа выполняется ночью при выключенном свете для того, чтобы кузнец мог видеть истинный цвет раскаленного лезвия и точно определить его температуру. Рассказы о воде для охлаждения, которую якобы необходимо брать только из такого-то и такого-то горного ручья или которая должна быть такой-то и такой-то температуры, пожалуй, являются вымыслом или частью той таинственной привлекательности, которой всегда окружали себя кузнецы, чтобы представить свою технику как исключительную и секретную.

В чем, однако, не приходиться сомневаться, так это в том, что успешное выполнение яки - ирэ требует высокой квалификации и чувства материала. Кузнец не использует серийно производимую фабричную сталь. Металл в каждой новой партии имеет уникальные характеристики, некоторые из которых устраивают кузнеца, а с некоторыми приходится бороться. Он должен уметь оценить температуру лезвия на глаз и без колебаний выбрать точный момент для охлаждения.

При разговоре относительно укрепления японских мечей, многие западные писатели используют термин "закаливание", а применительно к хамон - "линия закалки". Технически, употребление этих терминов в данном случае не корректно. Более правильно говорить, что лезвие подвергнуто термообработке для того, чтобы укрепить режущую кромку. Закаливание - это то, что выполняется после укрепления, чтобы сделать сталь менее хрупкой.

Ёсиндо начинает с маленьких - размером с сахарный кубик - кусочков древесного угля, чтобы гарантировать жар (даже огонь) в горне и предотвратить физическое повреждение глиняной корки, которое может изменить хамон. Он обертывает тряпку вокруг стального стержня и заклинивает хвостовик лезвия в U-образный выступ на конце стержня. Удерживая меч за стержень, Ёсиндо начинает очень медленно протягивать лезвие через горячие угли, одновременно левой рукой нагнетая воздух кузнечными мехами. Все это время он удерживает меч режущей кромкой вверх. Постепенно лезвие начинает накаляться. Кузнец протягивает меч через огонь от десяти до пятнадцати раз и затем позволяет огню утихнуть, чтобы он мог исследовать цвет лезвия. Когда оно становится достаточно горячим (более чем 700 њ C - цвет между ярко-красным и оранжевым), Ёсиндо переворачивает лезвие и снова протягивает его через горн - на этот раз режущей кромкой вниз. После несколько большего количество проходов, лезвие приобретет достаточно равномерную окраску и режущая кромка (цвет от ярко-красного к оранжевому) будет нагрета до более высокой температуры, чем остальная часть лезвия (цвет от красного к ярко-красному). После этого Ёсиндо погружает раскаленное лезвие в емкость с водой.

Не все кузнецы делают яки - ирэ описанным способом. Кузнецы школы Сосю, например, ждут, пока лезвие не нагреется до более высокой температуры.

Нагрев лезвия.Нагрев лезвия.Ёсиндо постепенно нагревает лезвие, непрерывно протягивая его через огонь.

Теперь раскалено все лезвие. Еще несколько протягиваний в горне и лезвие будет готово к охлаждению.

Яки-ирэ: раскаленное лезвие погружается в емкость с водой.

Метод Ёсиндо особенно интересен тем, что он Охлаждение лезвия.позволяет получить уцури. Слово уцури означает "отражение", а сам эффект проявляется в виде белесого рисунка на лезвии со стороны обуха. Кузнецы периода Бидзэн владели этим приемом, но в период Эдо методика была утеряна. Так как рисунок уцури иногда, казалось, копировал хамон, знатоки периода Эдо назвали его "второй хамон". Технически это неправильно, так как уцури не является следствием образования мартенсита. Наличие уцури - показатель высочайшей квалификации кузнеца, так как рисунок проявляется только при выполнении строго определенных требований к температуре и составу металла. Ёсиндо потратил на эксперименты три года, пока не смог восстановить технику получения уцури и теперь несколько других современных кузнецов также используют ее в своих работах.

Лезвие с уцури.Очень чистый пример уцури на клинке стиля Бидзэн.

Температура и структура используемой стали влияет на появление и других эффектов. Мы видели, что кузнец может объединять блоки с разным содержанием углерода перед финальной ковкой. Более высокоуглеродистые слои произведут большее количество мартенсита после охлаждения, что проявится при полировке в виде ярких полосок - кинсудзи и инадзума на лезвии меча. Если распределение углерода в металле лезвия сильно неоднородно, охлаждение вызовет появление многочисленных эффектов "зернистости", названных ниэ, араниэ, ниой, кониэ и сунагаси (все это разновидность мартенсита, но имеющие различные имена согласно их размеру или расположению).

Хамон. Кинсудзи и инадзума - высокоуглеродистые области мартенсита, которые проявляются как яркие полоски в переходной зоне (хабути) между твердой режущей кромкой и остальной частью лезвия (область перлита). Кинсудзи, что означает "золотые линии", располагаются параллельно режущей кромке. Инадзума - "вспышка молнии" выглядит как зигзагообразная линия, расположенная под углом или перпендикулярно режущей кромке.

Хамон. Примеры ниэ и ниой, которые являются видимыми областями мартенсита, находящимися в области хабути. По сравнению с туманными и расплывчатыми областями ниой, в областях ниэ, дольше находившимися при более высокой температуре, образовались большие кристаллы аустенита, которые после охлаждения стали хорошо заметны.

После выполнения яки - ирэ Ёсиндо вынимает меч из воды, нагревает его в горне до 160 њ C и снова охлаждает. Это процедура закаливания, называемая яки-модоси, помогает снизить напряжение в укрепленной режущей кромке, частично разрушая большие, недавно сформированные стальные кристаллы мартенсита. Закаливание может быть повторено несколько раз, однако Ёсиндо должен быть очень внимательным, поскольку при превышении требуемой температуры часть хамон может начать терять очертания или пропасть совсем. Это как раз то, что произошло со многими старинными мечами, побывавшими в горящих зданиях: металл не пострадал, но хамон был разрушен.

Затем, используя грубый, охлаждаемый водой шлифовальный круг, Ёсиндо удаляет с поверхности лезвия всю глину и шлифует режущую кромку. Он может сделать хамон видимым для первоначального осмотра, используя 2-х процентный раствор азотной кислоты. Если лезвие перед охлаждением было слишком горячим, на нем могут появиться трещины или хамон может быть плохо очерчен. Если температура лезвия была слишком низка, хамон может не быть вовсе - это значит, что режущая кромка была недостаточно укреплена - или он будет очень неясным и расплывчатым (так называемый "сонный хамон"). Но если все пошло так, как было запланировано, хамон будет яркий и четкий, в соответствии с тем, что представлял себе Ёсиндо, когда создавал на лезвии глиняную корку.

Если Ёсиндо не удовлетворен получившимся хамон, он может устранить его, нагревая лезвие докрасна и медленно охлаждая его на воздухе. При этом происходит переход структуры стали к Обработка лезвия.первоначальному состоянию - перлиту. После этого, Ёсиндо может снова покрыть лезвие глиной и повторить яки - ирэ. Хорошо сделанный меч способен выдержать от трех до пяти таких процедур. Показатель качества Ёсиндо сравнительно высок. Три четверти его лезвий Типы хамон.успешно переносят яки - ирэ. Аналогичный показатель у среднего кузнеца - половина или меньше.

После яки - ирэ Ёсиндо с помощью шлифовального круга устраняет глину и исследует хамон.

Хороший хамон имеет четкую форму и узнаваемый рисунок по всей своей длине. Дополнительные детали - такие как аси и кинсудзи - делают его еще более сложным и визуально интересным. "Бедный" хамон указывает на укрепленную сталь, но может иметь хаотичный вид, без непрерывного или распознаваемого рисунка

 

Hosted by uCoz