КИРАСА
" ПОЛУРАК "
Когда мы впервые начали
делать доспехи перед нами стоял вопрос - какого типа
доспехи делать массово нашей команде. Прежде всего мы
выделили требования: хорошая защита, подвижность, вес, простота изготовления
(команда не маленькая), простота в обслуживании. После долгих раздумий, удачных
и неудачных проб, мы отдали предпочтение латному доспеху конца 16 - начала 17
веков. О достоинствах латного доспеха: ХОРОШАЯ ЗАЩИТА - много говорить об этом
не надо. Из всех видов доспеха латник предоставляет наиболее
полную защиту от любых ударов (включая топтание ногами проверено мной лично);
ПОДВИЖНОСТЬ - естественно латный доспех не дает такой полной подвижности, как
кольчуга или ламелярный доспех, но использование
подвижных пластин в нагрудной и спинной броне, а также правильная подгонка
сочленений позволяет двигаться совершенно свободно (разве что не кувыркаться);
ВЕС - мой доспех (кираса, наплечники, латные руки и шлем) сделанные из 1,5 мм
стали горячего проката, весит 10 кг. Хауберк из
кольца толщиной 2мм и диаметром 10мм весит 18-19 кг. Причем латник дает гораздо
лучшую защиту и хитовку; ПРОСТОТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ
- количество деталей в полуторном латнике - 3/4 (можно меньше) и собрать их
значительно проще, чем кольчугу из 20000 колец или дощатник
из 300 - 400 пластин (меня на этот подвиг ни разу не хватало). Отковка же при
наличии навыков много времени не занимает; ПРОСТОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ - недостаток
кольчуг и дощатников - расходятся кольца (ни разу не
видел доспех, в котором кольца были полностью склепаны или сварены). Недостаток
ламелярных доспехов - перетираются шнуры, недостаток
чешуи - заклепки крепящие чешуйки постепенно прорывают основу. Латный доспех
лишен всех этих недостатков. Единственные уязвимые
места - ремни на которые собираются некоторые детали доспеха и пряжки. Но, при
желании, ремни можно заменить подвижной " испанской " заклепкой, а
пряжки - шифтами и петлями. Латнику намного проще
бороться с бичем металла - ржавчиной. Предохранить
доспехи от ржавчины можно тремя способами: либо держать в масле или жире -
грязно и неудобно; либо отполировать до зеркального блеска - очень красиво и не
ржавеет очень долго; либо воронить, что не исключает полировку.
Как
сделать кирасу " полурак "
Изготовление латного
доспеха начинается с построения выкройки, выкройка - со снятия мерок
(недостаток латника в том, что делается он на хозяина и кроме него подойдет не
всякому).
Снятие
мерок (рис. 1):
|
От плеча до диафрагмы; 1.
Ширина плеча ( не заходя
на плечевой сустав ); 2.
Ширина груди; 3.
Ширина груда в области диафрагмы; 4.
Ширина шеи; 5.
От диафрагмы до поясницы; 6.
От плеча до подмышки. |
Выкройка
пластронов (грудь - спина, рис. 2):
Не забывайте давать
припуск, кираса - не майка, сидеть по телу не должна.
|
Сначала отмеряется общая
длина - от плеча до диафрагмы (припуск 1 -2 см). 1.
Затем наибольшая ширина - полуобхват
груди в районе подмышки (обхват на 2, припуск 2 - 3 см). Соединить создав
прямоугольник, провести центральную линию ( рис. 2а
). 2.
Отмерить сверху расстояние от плеча до подмышки
(припуск 2 - 3 см). 3.
Отмерить от центральной линии половину ширины шеи
(припуск 1 см, рис. 2б). 4.
Нарисовать шейный вырез с расчетом того, что
линия заканчивается немного ниже ключиц. 5.
Отмерить от оси половину ширины плеч (рис. 2в). 6.
Нарисовать подмышечный вырез. Чем глубже вырез -
тем лучше подвижность рук, но хуже защита. На мой взгляд вырез должен
проходить вверху через середину грудной мышцы и закругляться в районе соска ( для мужчин ). Приложите выкройку телу и попробуйте
подвигать рукой. Выкройку в отличие от кирасы очень просто переделать. 7.
Отмерить внизу от центральной линии четверть
обхвата груди в районе диафрагмы (припуск 2 - 3 см, рис. 2г). 8.
Соедините точки по
прямой. Вы получили половину выкройки. Вырезать по линиям, согнуть по центру,
начертить и вырезать вторую половину - и выкройка (рис. 2) готова. |
Выкройка
пластин:
1.
Отмерить ширину пластрона по нижней части. 2.
Длину от диафрагмы до поясницы делим на 3 и
прибавляем припуск 3 - 4 см. 3.
Отступите сверху 1 - 1.5 см и прочертите линию
как на рис. 3а. Дальше знакомый процесс
- вырезать половину выкройки, согнуть по центру. Получаем выкройку пластины
(рис. 3). Пластины должны заходить одна на другую на 1.5 - 2 см. Чем шире
пластины и чем больше они заходят на друг друга - тем больше прочность, но меньше подвижность.
Выкройка пластронов (дополнение). Выкройка спины отличается от выкройки груди
тем, что шейный и подмышечный вырезы не такие глубокие. Я предпочитаю
подгонять спину после отковки. |
|
Отковка
пластронов.
|
Кираса подобного типа не
нуждается в сильной отковке. Основная отковка производится в зоне а (рис. 4).
В принципе пластрон
должен повторять форму тела ( я не имею ввиду анатомические
кирасы. Отковываем мы холодной ковкой используя закругленный молоток и отковочный пенек (впрочем ковать
можно и на свернутом ковре, и на мешке - кожаном или с кожаной верхней
частью, набитом песком или крупной солью; и на толстой резине. О вкусах не спорят.) После отковки пластрон нуждается в
заглаживании ( выпрямлении шишек и вмятин неизбежных
при отковке). Заглаживать лучше на резине или стальной плите. При желании
небольшую отковку можно дать и пластинам, но это не обязательно. |
|
Сборка
кирасы
Имея готовые пластроны Вам
нужно подогнать под них пластины. Пластины должны повторять изгиб пластрона, но
при этом чуть - чуть сужатся к талии ( красивее и удобнее). Существуют два вида сборки кирасы
такого типа: на ремнях и на заклепках. На ремнях красивее и больше подвижность,
но сложнее в сборке и уязвимее - перетираются при долгой носке. При сборке на
заклепках пластины стоят не очень плотно, но в целом эта система прочнее и
проще.
Сборка
на ремнях.
Кираса собирается на трех
ремнях. Центральный идет по середине пластрона и
пластин. Боковые отступив на 5 см от края. Мы предпочитаем для сборки
брезентовые ремни. Они прочнее кожаных, хотя кожаные историчнее. Ремень приклепывается к детали доспеха при помощи
заклепки и шайбы ( шайба со стороны ремня ). Мы
используем заклепки толщиной 3 мм. Пластины заходят друг на друга на 2 - 4 см
(в зависимости от ширины пластин).
|
Начинается сборка с первой от пластрона пластины,
причем снаружи пластина заходит на пластрон ( ремень
естественно внутри, рис. 5 ). Отверстие сверлится примерно на треть от общей ширины пластины отмеряя сверху. Помните : если это расстояние будет слишком маленьким - пластины
потеряют большую часть подвижности ( беда нашей первой кирасы ); если слишком
большим - пластины будут провисать ( рис. 5а ). Сборка на заклепках. Производится также, как сборка на ремнях, только центральное крепление
отсутствует, а на боковых креплениях пластины приклепываются друг к другу. Приклепывайте
не слишком плотно, чтобы заклепка служила осью дляя
пластин. При сборке таким образом оставляйте небольшой зазор ( примерно 4 мм ), чтобы пластины могли двигаться, но не
слишком большим. После всех перечисленных выше операций Ваша кираса почти готова,
осталось поставить пряжки. Пряжки ставят на плечах, по бокам на пластронах и
средней пластине. |
|
Доработки.
Для красоты и удобства
вырезы для горла и рук можно завальцевать или отогнуть
наружу. Можно также оббить толстой кожей или латунью. Без плечевых пряжек можно
обойтись, если вместо них приклепать широкие кожаные ремни ( так
удобнее носить - меньше давит плечи ). На нагрудном пластроне и пластинах можно
выбить ребро жесткости ( при помощи молотка и тупого
зубила ).