Изготовление катаны

 

Когда колющее действие меча было заменено режущим (рубящим), кузнецы попытались сделать такие мечи, у которых рубящая эффективность сохранялась бы по всей длине лезвия. Они обнаружили методом проб и ошибок, что мечи с бритвенной заточкой часто ломались при ударе о броню. С другой стороны, не ломающиеся мечи сделанные из мягкой стали, гнулись. Другой проблемой было сделать меч достаточно легким для битвы. Вес в 2 или 3 фунта (1 фунт = 0,454 кг.) считался удовлетворительным.

С самых ранних времен каждая школа кузнецов хранила свои профессиональные тайны в строгом секрете. Эти секреты передавались мастером своему помощнику, отцом сыну только устно в сочетании с показом. Это желание сохранить секрет сдерживало прогресс в искусстве изготовления меча.

Ранние кузнецы не оставили записей своих изысканий и методов обработки металла. И, поскольку не было инструментов и приборов для измерения твердости и температуры стали, эти факторы описывались со ссылкой на природные явления. Так, например: " Нагревайте сталь для окончательной выковки до тех пор, пока она не приобретет цвет восходящей луны июньским или июльским вечером" или " После окончательной выковки, окуните меч в воду с февральской или августовской температурой". Они считали, что температура воды в феврале и августе одинакова. Таким образом, когда кузнец гравирует месяц изготовления меча, он, в основном, использует февраль или август, независимо от того, когда на самом деле был сделан меч.

Великий мастер периода Нового меча Суисинси Масахидэ (1750-1825) провел тщательное исследование работ старых мастеров и, благодаря его стараниям, мы имеем возможность узнать хотя бы что-нибудь о древних методах.

Сначала кузнец сам очищал руду от примесей. Однако, около 1450 г. сталеплавильни взяли на себя плавку и очистку и качество мечей ухудшилось. После 1600 г. несколько кузнецов широко использовали импортную сталь.

Существует много методов изготовления мечей. Для краткости изложим лишь принципиальные, чтобы дать общее представление об изготовлении меча.

Несколько кусочков металла нагревались, растягивались и складывались по длине. Процедура нагрева и складывания повторялась много раз, когда металл достаточно размягчался, его простукивали и били до состояния достаточной закалки. Кусочки металла постепенно формировались в клинок, но не раньше, чем процесс был повторен от 6 до 15 раз. Часто кузнецы проводили сталь через 30-ти кратную процедуру.

Следующий и более сложный метод заключается в следующем. Кусочки металла нагреваются и выстукиваются по длине, затем по длине и складываются. Затем кузнец выстукивает сталь в один широкий кусок, складывает его вдвое и легкими ударами прессует в большой кусок еще раз, и затем повторяет этот процесс. Каждый раз при складывании листа кузнец должен внимательно следить, чтобы из складки был удален весь воздух и грязь, иначе меч сломается в битве. Также необычайное мастерство требовалось для достижения необходимой степени твердости.

Паста приготовлялась из глины, порошка точильного камня, древесного угля и других элементов. Потом паста наносилась на клинок, который пропекался в печи для окончательной закалки. Когда клинок приобретал надлежащую температуру, он охлаждался в воде подходящей температуры.

После того, как кузнец ставил свою подпись, клинок передавался в руки полировщика. Полировщик, используя камни различной зернистости, полировал меч обычно в течение двух недель. Между тем, другие мастера работали над остальными частями меча. Орнамент рукоятки, оплетка, гарда и ножны исполнялись отдельными мастерами. Наконец, в великом союзе всех участвующих меч готов для передачи владельцу.

Hosted by uCoz